Заместитель руководителя Оренбургского УФАС России об осуществлении национальных проектов

С заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Игорем Быховцом обсудили вопрос о контроле осуществления госзакупок с учетом национальных проектов.

- Игорь Анатольевич, очевидно, что процедуры, связанные с выделением и освоением средств, направляемых на реализацию национальных проектов, должны осуществляться одновременно с организацией действенного контроля в данной сфере. Каким образом антимонопольный орган осуществляет контроль за данными закупками?

- Полномочия антимонопольного органа по контролю в сфере закупок закреплены Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с названным Законом, антимонопольный орган осуществляет контроль посредством проведения плановых и внеплановых проверок. 

- Что служит основанием для проведения внеплановых проверок?

- Основанием для проведения внеплановых проверок служат жалобы участников закупок, подаваемые на действия заказчиков при проведении ими закупок для государственных и муниципальных нужд, а также иные сообщения, свидетельствующие о допущенных нарушениях законодательства о контрактной системе.

- Были ли зафиксированы Оренбургским УФАС России какие-либо нарушения законодательства при расходовании средств, выделенных на реализацию национальных проектов?

- На сегодняшний момент в Оренбургское УФАС России поступило более тысячи жалоб на действия заказчиков при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Среди них, также есть жалобы, которые были поданы на закупки, осуществляемые в рамках национальных проектов. Наибольшее количество жалоб подается на действия заказчиков при проведении аукционов, связанных с ремонтом зданий, дорог, а также с благоустройством дворовых территорий. Учитывая значимость данного направления, Оренбургским УФАС России проводятся также внеплановые проверки на основании поручений ФАС России.  В ходе проведенных контрольных мероприятий фиксировались случаи, когда подготовка аукционной документации прошла на низком профессиональном уровне.  

         Основные нарушения – документация формируется без учета изменений законодательства, устанавливаются излишне детализированные требования к материалам либо устанавливаются характеристики товаров, не соответствующие действующим стандартам, составляется инструкция, не позволяющая надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе, что в итоге ведет к отказу в допуске к участию в аукционе и иные нарушения.  В случае выявления грубых нарушений   Оренбургским УФАС России выдавались предписания об отмене процедуры закупки.

 - Закон о контрактной системе предоставляет защиту не только участникам закупок, но и защищает самих заказчиков от недобросовестных поставщиков. Скажите, пополняется ли реестр недобросовестных поставщиков новыми участниками?

- За текущий год в Оренбургское УФАС России поступило порядка 190 обращений заказчиков о включении в РНП подрядчиков, которые уклонились от подписания выигранного ими контракта либо подрядчиков, которые не исполняют принятые на себя обязательства по контракту.   При этом, часто победители поясняют, что причиной не подписания ими контракта служат технические сбои: отсутствие интернета, поломка компьютера на котором установлена ЭЦП. А зачастую это невнимательность и халатное отношение к своим обязанностям, в результате чего потребность заказчика остается не реализованной. Так, за прошедшие полгода Оренбургским УФАС России было включено в РНП 33 записи об участниках, уклонившихся от подписания контракта и участниках, которые не исполнили свои обязательства по контракту.   

- Чем грозит включении в РНП?

- Включение в РНП лишает возможности лица, включенного в РНП (в т.ч. его учредителей, директора) участвовать в течение двух лет в закупках для государственных и муниципальных нужд. 

 

Источник: Оренбургское УФАС


К списку элементов