Жалобы на действия заказчиков и аукционных комиссий: тенденции 1 квартала

Интервью с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Игорем Быховцом

 

- Игорь Анатольевич, в одном из последних интервью вы говорили о том, что количество жалоб, поступивших в 2018 году, снизилось по сравнению с 2017 годом. Какая ситуация сложилась по итогам квартала 2019 года?

 

- Количество жалоб, поступивших в Оренбургское УФАС России, на действия заказчиков, в первом квартале 2019 года чуть меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Как показывает практика, в это время поступает наименьшее количество жалоб от участников закупок. Вероятнее всего, это связано с тем, что заказчики в начале года утверждают планы закупок, планы-графики, распределяют поступившее финансирование и только после этого приступают к осуществлению закупочных процедур.

 

- Часто ли жалобы признаются обоснованными?

- С начала года среди общего количества рассмотренных жалоб почти половина признаны обоснованными, т.е. усмотрено нарушение Закона о контрактной системе. Выделяются сферы, в которых поступает наибольшее количество жалоб - это аукционы на проведение ремонта дорог, а также зданий и сооружений. Учитывая практику предыдущих лет, следует ожидать увеличение количества жалоб при проведении «сезонных аукционов» – ремонта образовательных учреждений.

В последнее время участились случаи, когда организация подает жалобу на свои же действия при формировании документации об аукционе либо по отказу в допуске участнику аукциона. Например, больница объявила аукцион на поставку мяса, установив недействующий ГОСТ. Позже это было выявлено самой больницей на стадии подписания контракта, что фактически сделало бы контракт неисполнимым. В связи с чем, учреждение обратилось в Оренбургское УФАС России с жалобой на отмену аукциона. Управлением жалоба убыла удовлетворена, закупка отменена. В итоге больница осталась без требуемой продукции на период проведения повторного аукциона.

 

- Какие нарушения совершаются наиболее часто?

 

- Если говорить о структуре нарушений, то в основном поступают жалобы на положения аукционной документации. Так, заказчики продолжают ее формировать с излишне детализированными требованиями, требуя от участника закупки указывать характеристики, которые могут быть получены только при испытании, либо при наличии соответствующих паспортов на партию товара. При этом, инструкция, которая должна помочь участнику сформировать заявку на участие в аукционе, изложена таким образом, что добросовестный участник закупки ошибается в ней и его не допускают до участия в аукционе по формальным основаниям. Помимо этого, выявляются случаи, когда заказчик указывает характеристики материалов, используемых в процессе выполнения работ, либо поставки товаров, не соответствующих действующим ГОСТам, либо документация содержит ссылку на недействующий ГОСТ. Например, выявлен случай, когда были указаны несуществующие характеристики материалов, например, доски длиной 2 мм.

 

- В последнее время на сайте УФАС периодически появляется информация о включении каких-либо лиц в реестр недобросовестных поставщиков. Сколько организаций внесено в РНП по итогам 1 квартала?

 

- Количество обращений заказчиков по вопросу включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков действительно увеличилось. Поводами по-прежнему являются уклонение победителя от подписания контракта, либо неисполнение принятых на себя обязательств. По итогам 1 квартала 2019 года в РНП уже включено 13 организаций, в то время как по итогам всего 2018 года было включено 16 участников. Напомню, что включение в РНП лишает организацию возможности участвовать в торгах ближайшие два года.

 

- А по административным делам как сложилась ситуация?

 

- С начала 2019 года возбуждено порядка 100 административных дел за нарушение Закона о контрактной системе. Общая сумма штрафов на должностных лиц составила порядка 850 000 руб.

 

Источник: Оренбургское УФАС


К списку элементов