FAQ

нас часто спрашивают, ЧТО точно проверит прокуратура?

 

Не секрет, что прокуратура контролирует, в том числе сферу государственных закупок. 

Заказчику стоит подготовиться к следующим вопросам.

 

1. Вовремя ли производилась оплата по контрактам?

Прокуратура тщательно отслеживает как Заказчики исполняют контракты. В недавнем времени внесены изменения в 44-ФЗ, согласно которым срок по оплате контрактов сократился до 30 дней, а по контрактам с СМП и СОНКО до 15 рабочих дней со дня подписания Заказчиком документа о приемке, кроме того введена ответственность в КоАП за просрочку оплаты по контрактам.

 

2. Поддерживали ли субъектов малого предпринимательства в течение года?

Заказчик должен осуществить не менее 15% от совокупного годового объема закупок у СМП и СОНКО, в противном случае в соответствии с КоАП РФ на Заказчика возлагается ответственность, причем сумма штрафа не малая – 50 000 руб. 

 

3. Не ограничивали ли конкуренцию при подготовке технического задания?

Часто, прокуратурой выявляются такие нарушения, как описание предмета закупки «под конкретный товар».

 

4. Как принимали результаты исполнения контракта?

Часто нарушения закона о контрактной системе выходит за рамки КоАП РФ, к примеру, нарушения на стадии исполнения контракта, в частности приемка товара попадают под категорию ст. 159 УК РФ(мошенничество), причем речь идет не только о должностных лицах заказчика, но и сотрудниках поставщика.  

 

5. Не «дробили» ли крупные закупки на мелкие?

Некоторые заказчики, чтобы уйти к менее конкурентному способу выбора поставщика, идут на хитрость и делят объем необходимой продукции на несколько лотов (например, проведя вместо одного электронного аукциона на 2 млн. руб. четыре запроса котировок, а то и заключив 20 договоров «до 100 тыс. руб.» с единственным поставщиком).

 

6. Учитывали ли все изменения Закона 44-ФЗ?

Правительство ФР изменило Правила определения штрафа и пени, данные изменения вступили в силу с 09.09.2017 года. Новой редакцией Правил предусматривается дифференцированный размер штрафа в зависимости от цены контракта (цены этапа исполнения контракта). Установлены особенности расчёта штрафа по контракту, заключённому по итогам закупки, из числа СМП и СОНКО.

 

Данный список не является исчерпывающим. Порой эти направления имеют неспецифический характер, например, пролонгация действия контракта, закупка товаров, не отвечающих требованиям энергетической эффективности, неправомочное осуществление комиссией своих функций и пр.

 Таким образом, заказчику следует быть внимательным при размещении закупок и помнить, что надзорные ведомства не дремлют. 

Нас часто справшивают, что такое энергосервисный контракт?

Согласно ст. 24 закона № 261-ФЗ с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергиикаждые 5 лет.

С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (что подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

  • Что такое энергосервисный договор (контракт)?

Энергосервисный контракт – это контракт, предметом которого является совершение исполнителем (субъектом естественной монополии) действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.

Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, как правило, привлекаются энергосервисной компанией.

  •  Каким способом проводится данная закупка?

Заказчик по своему усмотрению может выбрать любой из конкурентных способов закупки, в соответствии с 44-ФЗ для поиска энергосервисной компании.

Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий

  •  Негативные последствия

Частью 8 ст. 9.16 КоАП РФ за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

от 10 000 до 15 000 рублей.

на должностных лиц, и от 50 000 до 250 000 рублей на юридических лиц.

  •  Обязательно ли проведение закупки на заключение энергосервисных контрактов?

Отметим, что Закон 44-ФЗ дает заказчику право заключать энергосервисный контракт (статья 108), это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. Однако, в 2016-2017 гг. Правительством РФ «взят на контроль» вопрос о том, что Заказчиками в рамках контрактной системы не используется механизм энергосервисного договора (контракта) для обновления инфраструктуры. Разработан проект федерального закона Минэкономразвития России во исполнение пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2016 г. № АД-П9-5550 в целях устранения барьеров привлечения внебюджетных средств в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере.

Нас часто спрашивают, что такое предварительный отбор, обязательно ли его проводить и каких последствий ждать, если данная закупка не осуществлялась? 

Что такое предварительный отбор? 

В соответствии с федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять мероприятия по защите населения и создавать ресурсы для ликвидации ЧС в случае их возникновения. 
Одним из таких мероприятий является проведение предварительного отбора участников закупки, которые в случае возникновения ЧС в короткий срок, без предварительной оплаты (или с отсрочкой платежа) смогут осуществить поставку необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. 
По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, исполнителей, подрядчиков. Важно знать, что данный перечень должен состоять как минимум из двух участников. В том случае, если количества участников недостаточно, то данный список подлежит обновлению. 

Обязательно ли проводить данную закупку? 

Согласно ст. 80 ФЗ № 44-ФЗ данную закупку проводить обязаны все органы местного самоуправления. Процедура проводится ежегодно. Обязанность должна выполняться не зависимо от того, есть ли на данный момент необходимость закупки товаров в целях ликвидации ЧС или нет. 

 Каких последствий ждать, если данная закупка не осуществлялась? 

Отсутствие перечня поставщиков является грубым нарушением законодательства о контрактной системе и квалифицируется как бездействие со стороны органов местного самоуправления. Ведет за собой наложение штрафа на должностное лицо, обязательство со стороны суда о проведении данной закупки. 

Нас часто спрашивают, что такое идентификационный код закупки и как его формировать? 

Сегодня мы ответим на все вопросы! 


С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, которые обязывают Заказчика указывать идентификационный код закупки. 

Что же это такое и откуда берется этот код? 

Данный код состоит из 36 цифр, его формируют используя КБК, а так же данные из каталога товаров, работ и услуг, который в будущем появится в ЕИС. 

  • с 1-2 разряды кода - это последние цифры года, когда осуществляется закупка 
  • 3-22 - идентификационный код Заказчика 
  • 23-26 - номер закупки (берется он из плана-закупок) 
  • 27-29 - номер закупки (берется он из плана-графика) 
  • 30-33 - информация об объекте закупки по каталогу ТРУ (на основе ОКПД2), 
  • 33-36 - сведения о видах расходов по бюджетной классификации РФ 

Данные требования установлены ст. 23 Закона № 44-ФЗ. 


Где должен указываться данный код? 


Заказчик обязан прописать идентификационный код во всех нижеследующих документах: 

  • План, а также подготовленный план-график закупок. 
  • Извещение о закупке. 
  • Приглашения, рассылаемые потенциальным участникам процедуры. 
  • Закупочная документация. 
  • Контракт и все приложения к нему. 


Есть ли исключения из данного правила? 

  • Законодатель четко определяет виды деятельности, при которых код закупки указывается иначе: 
  • Закупки, связанные с командировкой сотрудников. 
  • Закупка услуг преподавателей или экскурсоводов. 
  • Запрос предложений на поставку медикаментозных препаратов. 
  • Закупка услуг по организации концертов или фестивалей. 
  • Закупка у единственного поставщика. 


В этих случаях заказчик не указывает разряды 30-33. Вместо них в коде проставляется 0000. 
Обязанность по определению идентификационного кода закупки с 01.2016 г. возложена на всех заказчиков, осуществляющих закупку в рамках 44-ФЗ. 

Нас часто спрашивают, какие изменения произошли в системе СРО, после проведения реформы? 

На что теперь обращать внимание при рассмотрении вторых частей заявок? 

  • С 1 июля вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс РФ. Также отменен Приказ № 624, в котором ранее содержался Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. 


Обратите внимание, что допусков СРО теперь НЕ ТРЕБУЕТСЯ!!! 

  •  СРО не для всех - не все организации должны вступать в СРО, то есть иметь членство в саморегулируемой организации. Данная обязанность остается ТОЛЬКО у ГЕНЕРАЛЬНЫХ подрядчиков, которые заключают договоры строительного подряда СВЫШЕ 3 000 000 руб. 

 

  • Изменился порядок регистрации СРО. Теперь застройщики могут получить членство в СРО на той ТЕРРИТОРИИ, на которой он ведет свою деятельность. К примеру, если участник, к которому предъявлены требования о наличии членства СРО (см. пункт 2), подает заявку на участие в аукционе, НУЖНО СМОТРЕТЬ, является ли он членом СРО, зарегистрированной в Оренбургской области. Если участник из другого региона, то нужно смотреть, является ли он членом СРО зарегистрированным на ЕГО территории.